Ответы Батюшки про: пасхальные куличи, лобызание руки священника, обереги и большие врата




 

Когда нужно печь пасхальные куличи?

    Существует множество традиций, связанных с этим процессом. Что касается именно церковных правил, то, как я думаю, вряд ли можно встретить однозначное решение этого вопроса. Празднику Воскресения Христового, к которому и пекутся куличи, предшествует неделя, которая в церковном календаре называется Страстной Седмицей. Каждый день этой недели имеет огромное духовное значение. Вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа и Его Смерть для нашего спасения. Каждое богослужение, из тех, которые совершаются в храмах в это время, бывает только один раз в году и очень важно для души человека, готовящегося прикоснуться к Чуду Пасхи. Просто необходимо поучаствовать в церковных службах, начиная хотя бы с вечера среды Страстной недели. Если даже кто – то и не успел испечь куличи из – за того, что каждый из этих важнейших дней посещал церковь, то не грех будет просто купить «пасочку» в магазине.

- Иногда близкие дарят всякие безделушки, обереги. Объясняю, что это не от Бога, выбрасываю, обижаются. Можно ли делать так, когда подарят такую штуку просто ее перекрестить и относиться к ней как к простой вещи, чтобы не обижать близких?

    К простой безделушке можно относиться как к простой вещи. Если это именно оберег, то, конечно, это не простая вещь. В наш век стремления к простоте и лёгкости многие серьёзные вещи недооцениваются. Фигурки «восточных» божеств и святых становятся просто «талисманчиками, приносящими деньги», йогой занимаются «для здоровья» да и нашим дохристианским символам даётся какое – то сказочно – шутливое объяснение. Я уверен, что это явно недопустимое упрощение. Духовный мир существует по своим законам. Христианин окружает себя иконами и святынями, чтобы помнить о невидимом, о присутствии Бога, о примере святых. А о чём Вы вспомните при взгляде на привязанный к двери веник или на лягушку без передней лапки? В любом случае, это – предметы, связанный с нехристианской духовностью, и для христианина неприемлемо с этом как – то контактировать.
    Где написано, что священнику нужно целовать руку?

     Это правило церковного этикета, благочестивый обычай. Целуют руку не все и не всегда. Руку священнику или епископу целуют, когда принимают благословение. В этом случае, как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И мы, таким образом, прикладываемся к невидимой деснице Божией. После окончания богослужения, верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек как бы целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Одновременно этим действием выражается почтение к священному сану. Об этом написано в 1 Послании апостола Павла к Тимофею (глава 5, стих 17): «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Слово «сугубый» обозначает: значительно превосходящий, особенный, исключительный.

    Есть такие слова Спасителя: «Входите тесными вратами». Означает ли это, что в храм необходимо входить обязательно через калитку, а не через большие ворота, т.к. через них вывозят покойников, который отпели?

    Через большие ворота не только вывозят покойников. Когда в храм прибывают святыни, например, чудотворные иконы, их тоже заносят через эти ворота. У больших ворот встречают почитаемых гостей, через них же проходят крестные ходы. А если бы даже через них только вывозили тела усопших, то и тогда через них можно было бы проходить, так как мы знаем, что у Бога все живы. Что касается слов Спасителя, то они записаны в Евангелии от Матфея (глава 7, стихи 13 – 14): «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». У одного из современных богословов можно найти следующее толкование: «Для понимания этих слов Спасителя важно обратить внимание на то, что они были сказаны в конце Нагорной проповеди и представляют как бы ее эпилог. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить тесными вратами и идти узким путем, ведущим в жизнь, означает исполнение всех евангельских заповедей, о которых Господь Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Широкие врата и пространный путь – образы жизни по стихиям этого греховного мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Врата эти «широкие», потому очень удобны для падшего человеческого естества, которое не хочет ни в чем себя стеснять и ни от чего отказываться, хотя путь этот ведет к вечной смерти. Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира, ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (святитель Иоанн Златоуст). По слову святого апостола Павла, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12). На своем узком пути в Царство Небесное христианин должен нести крест, благодушно перенося скорби и бедствия, которые очищают и соединяют с Христом. «Вне креста нет христианского преуспеяния» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Господь в своих поучениях часто заимствует примеры из реальной жизни. В Писании врата и дверь используется как метафоры часто: врата правды (Пс. 117: 19), ворота праведника (Прит. 14: 19), врата смерти (Пс. 9: 14), дверь веры (Деян. 14: 27). Одни врата (двери) ведут к Богу: Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою (Пс. 99: 3–4). Другие – в ад: Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти (Пс. 67: 21).

О тесных вратах Господь говорит дважды. В Евангелии от Луки Он усиливает призыв. Вместо входите говорит подвизайтесь входить, что требует напряжения сил и даже подвига. Этим путем шли и идут истинные ученики Иисуса Христа. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1: 12)».


Создан 02 мая 2015



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru