Ответы Батюшки про: литургию, скоромную пищу в начале поста, свидетельство о Богородице и о поклонение иконам




 

Что означает слово «литургия»?

Само слово «литургия» дословно переводится с греческого языка как «общее дело» или «общее служение». Так называется главное богослужение Православной Церкви, во время которого совершается причащение Тела и Крови Христовых. Таинство Причащения на литургии называется «Евхаристия», что переводится как «благодарение». Обычно литургия совершается в первой половине дня. В некоторых случаях, например, на Пасху, Рождество или в другие дни по благословению Правящего Архиерея, может служиться ночью, после полуночи. Установление этого богослужения связано с совершением Тайной Вечери в Сионской горнице в Иерусалиме. Святой апостол Павел пишет: «…Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». (1Кор. 11:23-27) Поэтому, кроме Таинства Евхаристии или Приобщения Тела и Крови Христовых, литургия служится в воспоминание Господа и для возвещения миру Его смерти во спасение людей. Священнодействия литургии, по толкованиям богословов, выражают события земной жизни Спасителя. Так, первая часть литургии — Проскомидия, которая служится в алтаре во время чтения в храме Часов — это рождение Христа в Вифлееме, сокрытое от мира; Вход с Евангелием — явление Его людям; чтение Апостола – послание на проповедь учеников; чтение Евангелия – проповедь Спасителя; Великий Вход — страдания и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб; Пресуществление Даров и Причащение – Воскресение Христово; перенос Даров с Престола – Вознесение. То есть, как говорится в особой молитве, которую священнослужители читают в алтаре во время литургии, вспоминается «вся еже о нас бывшая (всё, что было ради нас): крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие».

Что делать, если при начале поста остаётся скоромная пища? Можно ли доесть? Не будет ли грехом кому-то отдать? Может, лучше выбросить?

Если соблюдаете пост, то доедать оставшееся скоромное нельзя. Но выбрасывать пищу тоже не допустимо. Конечно, лучше отдать тому, кто не постится, особенно нуждающемуся.

Существуют ли исторические свидетельства о Богородице?

 Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, о нём написано в Деяниях апостолов (17: 34), был первым епископом г. Афины, принял мученическую кончину в 96 году I века, специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидеть Матерь Господа. Он так писал о своей встрече с Богородицей: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом,  когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. И разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы».

 К документальным свидетельствам современников о Матери Божьей можно отнести сохранившийся текст послания святого Игнатия Богоносца, посланного им из г. Антиохии святому апостолу Павлу. Святой священномученик Игнатий был учеником святого апостола Иоанна Богослова и третьим по счёту епископом Антиохии (с 68 года). Пострадал за Христа в 107 году. Он писал: «Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и нашему еще юному благочестию есть Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Все это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость».

 К древнейшим относится свидетельство св. Амвросия Медиоланского IV в.: «Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель.(…) У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

Разве поклонение иконам не является нарушением второй заповеди Закона Божьего?

Нет, не является. В Церкви нет, и не может быть установлений, противоречащих Слову Божьему. Вторая заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». (Исх. 20; 4-5) Очевидно, что речь идёт не об иконах, а о том, что израильтянам, которым был дан на горе Синае через Моисея этот закон, не позволялось делать никаких изображений и скульптур. Такое повеление было дано Богом для того, чтобы оградить еврейский народ от служения ложным богам, которое включало в себя поклонение их изображениям. Мы называем ненастоящих богов и их изображения идолами. Только в одном месте можно было использовать изображения – в храме Божьем. Если прочитать эту же книгу Исход дальше, то выясняется, что на той же горе Синае Бог повелел сделать Ему переносное святилище, так называемую скинию, в которой должны были присутствовать изображения херувимов на крышке ковчега – особого вместилища для скрижалей откровения с десятью заповедями; и на завесе, отделяющей святилище от Святого Святых. Об этом можно прочитать подробно в 25 и 26 главах книги Исход. Перед этой завесой, напротив ковчега, на специальном жертвеннике должны были каждый вечер и каждое утро совершаться благовонные курения перед Господом. В храме, который построил в Иерусалиме царь Соломон, кроме этого использовались изображения волов как жертвенных животных и львов, очевидно, символизировавших силу (3 книга Царств 7: 25, 29, 36). О храме Божием праведный царь Давид, обращаясь к Богу, писал так: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Псалом 5: 8). Такое поклонение храму и почитание священных изображений не являлось идолопоклонством, так как было связано со служением истинному Богу. Спаситель, придя на землю, упразднил закон заповедей Своим учением (Еф. 2: 15). То есть должна исполняться не буква, а дух Закона Божьего. Поэтому, если мы не признаём ложных богов, нам позволено делать изображения, в том числе фотографии и картины. Изображения Воплотившегося Христа, святых людей и ангелов или священных событий называются иконами. Мы почитаем иконы по примеру священных изображений в скинии Божией. Иконопочитание не является нарушением второй заповеди, так как иконы не являются идолами, то есть ложными богами. Православие является верой в Единого истинного Бога.

 



Создан 03 мая 2015



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru