Ответы Батюшки про: если умер некрещёный, про святую воду, "благодать Божию", ангелов, отсутствие матери при крещении ребёнка, болезни невинных детей и буддизм




 

Если умер некрещеный человек, как его поминать?

Мы знаем, что души всех людей – и живущих на земле, и ушедших в другой мир – находятся в руках Божиих. Поэтому, так же как мы молимся о живущих рядом с нами, мы можем просить милости Божией и для усопших. С этим связана традиция поминовения усопших молитвой и добрыми делами. Если человек не был при жизни крещён – значит, он не принадлежит к Церкви. В этом случае, за него нельзя совершать церковные молитвословия, такие как панихиды, литии, заказные литургии. Но дома родственники могут просить Бога о том, чтобы Он взыскал душу умершего. Ещё можно поминать некрещённого усопшего добрыми делами. К добрым делам можно отнести поминальные трапезы, если только на них не бывает пьянства и чревоугодия. Можно раздавать неимущим милостыню, в том числе и пригодные к употреблению вещи покойного.

Недавно в одной из телевизионных передач говорили, что святая вода долго храниться, по тому, что её освящают серебряным крестом в серебряной чаше. Что вы скажите по этому поводу?

Мне казалось, что такие «факты» никто не использует уже лет двадцать пять, со времён «научного атеизма». Я, конечно, слышал, что бывают серебряные кресты для освящения воды. Я, правда, не уверен, что за время моего служения священником мне пришлось хоть раз увидеть такой крест. О том, что бывают серебряные чаши для воды – мне даже и слышать не доводилось. Можно совершенно точно утверждать, что свойства святой воды зависят не от химических или физических процессов, а от действия Святого Духа. Для освящения может использоваться посуда из любого материала. Крест обычно бывает сделан из нержавеющих сплавов (без серебра). Он также может быть и деревянным. Ценность креста заключается не в драгоценном материале, а в том, что крест является Знамением нашего спасения, и через освящение ему сообщается духовная сила и благословение Божие. О том, что святую воду можно долго хранить и при этом её физические свойства не меняются, ещё в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст. Но всё же вода освящается не для того, чтобы она не портилась. Во время освящения совершаются молитвы о том, чтобы освящаемая вода имела свойство исцелять душу и тело и отгонять всякую злую силу. Поэтому главными являются духовные свойства святой воды. Даже если такая вода испортилась – всё равно она остаётся освящённой. Если её и нельзя пить, то можно, например, окроплять ею жилище.

Что означают слова «благодать Божия»?

Само слово «благодать» можно на современном языке выразить как добрый, благой дар. То есть, благодать Божия – это ничем нами не заслуженный дар от Бога. Благодатью Божией называют действие силы Божией, в которой Бог являет себя человеку. При помощи благодати человек преодолевает грех и соединяется с Творцом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святую Троицу, очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его. Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, — он стал таким силою благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, — он стал таким силою благодати. Сребролюбив ли кто был, корыстен и неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен, — он обязан этим силе благодати Христовой. Был ли кто чревоугодником, многоядцей и многопийцей, но сделался воздержником, постником, не по болезни или по сознанию вреда для тела невоздержания, но из сознания цели нравственной, высшей, — он стал таким по силе благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид, — он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к Богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим, укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к Богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам, — он стал таким по действию спасающей благодати Божией. Отсюда видно, что многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают но разным частям или отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником Царствия Небесного».

Правда ли, что христианство и буддизм проповедуют одни и те же духовные ценности и в чём их отличие?

 При желании можно найти общие черты в любых вещах. Но христианство и буддизм отличаются в самих основах вероучений этих двух религий. Отличия в вероучении ведёт к разному пониманию духовных ценностей. Нужно сразу отметить, что в буддизме существует множество разнообразных течений. То, что во взглядах буддиста, скажем, из Бердянска или Симферополя, является самым главным, в мировоззрении другого буддиста, например, из Японии, считается незначительным, и наоборот. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что из всех отличий между буддизмом и христианством основным, на мой взгляд, является следующее. Христианство учит, что мир создан и управляется Единым Творцом, и что человек создан по образу и подобию Божьему, значит, Создатель является Личностью. Поэтому мы можем разговаривать с Ним в молитве. Согласно буддийскому учению, вопрос о том, как появилась вселенная - не имеет ответа, мир никем не управляем, Бога - Вседержителя, как личности, не существует. Многие буддисты признают существование различных богов и других подобных существ, которые, как и люди, рождаются и умирают, но почитание их в буддизме не обязательно.

Мы крестили в церкви ребёнка, и нам сказали, что мама не может присутствовать на крещении. Почему?

Это такая традиция. Возникла она, возможно, по тому, что, по церковным правилам, мама, после рождения ребёнка, некоторое время (а именно сорок дней) должна воздержаться от посещения храма. После этого периода над мамой совершается особая молитва, и после этого она может присутствовать на всех богослужениях и причащаться. Если крещение происходит раньше, чем на сороковой день после рождения младенца, то, конечно, мама не присутствует на таком крещении. Кроме этого, традиции не допускать родных родителей крестника на таинство крещения присваивается ещё и следующее символическое значение. Мама и папа дали человеку жизнь и привели его в этот мир. Во время крещения происходит духовное рождение человека. Восприемниками при этом рождении являются другие родители – крёстные. Отсутствие родителей на таинстве подчёркивает значение для крестника его крёстных. Ещё есть более простое объяснение. Если ребёнок маленький, то во время таинства он будет тянуться к матери, а взять его на руки она не имеет возможности, так как он должен находиться с крёстными. Но, повторю, это - традиция. Каноны, то есть церковные правила, никак не ограничивают присутствие родителей или других близких людей на крещении.

Расскажите, пожалуйста, об ангелах.

Ангелы – святые бесплотные духи, возвещающие и исполняющие волю Божию. Слово «ангел» происходит от греческого слова, означающего «вестник». Это – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, сотворенные до создания видимого мира. Их назначение заключается в служении Богу, борьбе с Его врагами, воздавании Ему почестей и посредничестве между Богом и человеком – передаче людям божьей воли. Божественное Откровение говорит об ангелах как о существах, имеющих духовную природу. Ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Невещественными и бесплотными ангелы называются по сравнению с людьми, имеющими тело. В постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью:

«Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами». Однако, несмотря на то, что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Священном Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию святых отцов чувственные образы, в которых являются ангелы — это их временное состояние, а не выражение их существа. Блаженный Феодорит Кирский (богослов V века) объясняет: «Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих».

То же говорит и святой преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век): «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их». Изображаются ангелы в виде молодых юношей. По отношению к категориям пространства и времени ангелы обладают намного большей свободой, чем люди. В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом они не удерживаются, как говорит св. Иоанн Дамаскин, «ни стенами, ни дверями, ни законами, ни печатями и пребывают в местах, постигаемых только умом». Ангелы не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет, например, им неизвестен день и час Второго пришествия (Евангелие от Марка 13: 32). По учению святых отцов, могущество ангелов ограничено природой. Существует единое святоотеческое мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собственной силой. Они творят чудеса только по благодати, которую имеют от Бога. Ангелы более совершенные существа, чем люди, но, по мнению святителя Григория Паламы, учителя Церкви XIV века, человек, благодаря Воплощению Христа, может достичь большего совершенства, чем ангел. 

Где справедливость, если невинные дети болеют и страдают? За что Бог их наказывает?

Если не верить в Бога и считать, что вся жизнь человека проходит на земле и после смерти ничего не существует, то справедливости в болезнях и страданиях детей нет. Понимание смысла страданий и самой жизни приходит только с верой. Мы не можем знать промысла Божьего. Можно только предположить, что смысл страданий, попускаемых невинным детям, нужно искать не в материальном мире, а в мире духовном. Причиной болезней и смерти является не воля Божия, а зло, вошедшее в мир из-за человеческого греха. Грех не был создан Богом, а появился из-за своеволия диавола и непослушания Адама и Евы. После грехопадения первых людей всё человечество живёт в мире зла и боли, и каждый человек рождается заражённым грехом и смертью. У современного богослова Алексия Ильича Осипова можно найти интересную мысль на эту тему. Он утверждает, что причиной  всех скорбей людей является нарушение объективно существующего духовного закона бытия, и, делая грехи, люди ранят себя. Всё человечество, говорит он, представляет собой единый вселенский организм. Мы связаны друг с другом, воздействуем друг на друга и можем помогать друг другу. «Ребенок, говорит Алексий Ильич, – это самое здоровое в духовном плане существо. Еще чистое, еще незапятнанное, еще не искаженное духовными актами, которые мы называем грехом. Вы обращали когда-нибудь внимание, что погибают за людей – герои, лучшие люди; что говорят правду в глаза царю, или еще кому, обличенному властью – святые люди? Опять, самые чистые. Всегда страдают, всегда рискуют собой, всегда жертвуют собой лучшие люди. Лучшие – то есть в духовном плане самые здоровые. Потому дети страдают, потому эти самые невинные страдания происходят, потому, что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных. Они же на это способны. Почему? Да потому, что они лучшие! Скажете: «Ну, верно. Но они же этого не осознают!» Вот тут мы с вами вступаем в сферу мировоззренческую. С той точки зрения, что человек живет лишь на земле и всего один раз, – это утверждение верно. С позиции христианской, мы прямо скажем – нет, ошибаетесь, надо на все смотреть с точки зрения вечной жизни. Тот же младенец, душа которого вышла из тела, ТАМ все осознает. И это осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, даст бесконечное благо этой душе».

 



Создан 03 мая 2015



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru