Ответы Батюшки про: земные поклоны в воскресенье, "яко с нами Бог", почему женщина не может быть крёстной мальчика




Можно ли делать земные поклоны во время воскресного богослужения в храме?

Существуют по этому поводу следующие постановления Вселенских соборов: «Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу» (I Вселенский собор, правило 20). День Господень – это воскресенье, а дни Пятидесятницы – это период от Пасхи до Троицы. «От Богоносных отцов наших канонически передано нам не преклонять колени во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету преводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение» (VI Вселенский собор, правило 90). Осмелюсь высказать свой личный взгляд на этот вопрос. Эти правила отменяют земные поклоны для того, чтобы верующие таким образом почитали Спасителя и духовно радовались о Его воскресении из мёртвых. Но, наверное, нельзя сказать, что поклоны запрещены и преклонять колена в воскресенье – грех. Если кто-то по какой-то причине почитает Христа именно совершая земные поклоны, думаю, мы не должны такого человека осуждать или критиковать. Но, понятно, что всё же лучше ориентироваться на решения соборов.

Что означает песнопение накануне Рождества, где поётся «с нами Бог»?

В Евангелии от Матфея при описании событий, предшествовавших Рождеству Христову, говориться: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (1: 22, 23). То есть, через Рождество и воплощение, Бог приблизился к людям и теперь можно сказать, что Он не где-то далеко в небесах, а с нами. Накануне Рождества, во время богослужения, которое называется Всенощным бдением, читается Великое повечерие. В нём и присутствуют многократно повторяющиеся слова «Яко с нами Бог». Накануне Рождества и Богоявление эти слова торжественно поются. В основе этого богослужебного текста положены следующие слова из Священного Писания: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». (Книга пророка Исаии 8: 9, 10, 13; 9: 2, 6, 7)

В церкви нам сказали, что женщина не может быть крёстной у мальчика. Почему?

Существует народная традиция, по которой у крестника может быть двое или больше крёстных. Но по церковным правилам у ребенка должен быть один восприемник — одного пола с ребенком. У мальчика — крёстный отец. У девочки — крёстная мать. Поэтому у мальчика не может быть только крёстная мать. Это связано с тем, что по замыслу Церкви, крёстные являются не просто церемониальными фигурами, а должны помочь своим крестникам стать православными христианами. В том числе и личным примером. Ясно, что это возможно только если у мальчика крёстным будет благочестивый верующий мужчина.

Правда ли, что если умирает некрещёный младенец, он не попадёт в рай?

Мы, люди, живущие в материальном мире, можем только очень приблизительно представить себе реалии мира духовного. Известно абсолютно точно, что все люди рождаются с наклонностью к греху, то есть, духовная природа каждого человека изначально повреждена. В богословии это называется первородным грехом. Поэтому ни один человек не является достойным Бога и вечной жизни, и все нуждаются в Спасителе. Господь Иисус Христос для того и пришёл на землю, воплотился и стал человеком, чтобы исправить это положение вещей. Из Священного Писания мы видим, что, ещё до Рождества Христова, Иосифу – Обручнику Пресвятой Богородицы явился Ангел Господень и сказал такие слова: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 20, 21). Хочу подчеркнуть, что в Евангелии написано, что Господь спасает людей Своих. А человек соединяется со Христом и становится ему «Своим» через крещение и веру. (Рим. 6: 3-9; Гал. 3: 27-29). Младенцы в раннем возрасте ещё не могут осознавать духовных истин и принимать их на веру, и поэтому, если они не крещены, то не имеют никакого отношения ни ко Христу, ни к Его Церкви. С другой стороны, конечно, не может быть наказанным Богом ребёнок, не имеющий сознательных грехов. Святитель Григорий Богослов в IV веке писал об этом: «Иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести».

Действительно ли лучше обращаться к Богу по Его имени – Иегова?
В Священном Писании употребляется не одно, а несколько имён Божиих. Что касается конкретно данного вопроса, то в Библии есть история о том, как Господь послал Моисея вывести евреев из египетского плена. В книге Исход в русском переводе читаем: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».  Каждое имя имеет определённое значение. Имя Божие означает «Я есмь Тот, Кто есмь», то есть, одним словом – Сущий. Сейчас некоторыми современными богословами имя Божие толкуется как «Тот, Кто заставляет быть» или «Тот, Кто является причиной бытия». Первоначально почти все библейские тексты Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке. Алфавит этого языка включает в себя 22 согласные буквы. До середины I тысячелетия до н. э. гласные буквы при написании вообще не употреблялись. В древнем оригинальном тексте это имя Бога обозначается четырьмя согласными буквами, которые соответствуют звукам ЙХВХ. Как произнёс Бог Своё имя и как его нужно читать – неизвестно. Около VI века н. э. иудейские переписчики книг Ветхого Завета масореты для удобства чтения добавили к согласным буквам святого имени знаки, которые соответствовали гласным звукам, взятым из слова Адонай, что значит Господь. В 1518 году исповедник Папы Льва X Пётр Галатин впервые ввёл произношение имени Божьего как «Иегова». Но уже с XVI – XVII веков учёные-гебраисты (то есть специалисты по еврейскому языку) считают такое произношение неправильным. Вместо этого, основываясь на таких источниках, как писания древних христианских авторов святителя Климента Александрийского (150 – 215 г.г.) и святителя Епифания Кипрского (315 – 403 г.г.) и других, можно утверждать, что это имя Божие правильнее было бы произнести как Яхве. Но ответит ли Бог на нашу молитву, если мы не знаем как правильно произносить одно из Его имён? Святое Евангелие рассказывает о Господе Иисусе Христе: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (…) Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». (Лк. 11: 1-4, 9-13) То есть, нам, христианам, можно не сомневаясь обращаться к Богу как к Отцу и знать, что Он всегда нас слышит.


Создан 04 мая 2015



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru