Двунадесятые православные праздники




Двунадесятые православные праздники

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших (после Пасхи) годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать». 

 
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели.


Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).

 

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  • Крещение Господне — 6 (19) января
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  • Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, — переходящий;
  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, — переходящий;
  • Преображение Господне — 6 (19) августа;
  • Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этомприоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

 

 

Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение

.

 Преображение Господне — 6 (19) августа;  Успение Богородицы — 15 (28) августа.
11. Преображение Господне  12. Успение Богородицы 




Создан 15 фев 2016



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru