Житие преподобный Александр Свирский чудотворец, чудеса исцелений, история мощей, фильм и иконы святого

Житие преподобного Александра Свирского чудотворца



 

Краткое житие
преподобного Александра Свирского чудотворца
чудеса исцелений , история "мощей" , фильм и иконы святого.


Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня.
Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

 Все Фильмы про преподобного Александра смотри здесь

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ читай ЗДЕСЬ

 

 

 

 

Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на "северный Афон". Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.



Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися". Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел "бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше". Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, "а зелием зде растущим". Бог открыл сво й светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого. 

 

 



На 23 году поселения Преподобного в  пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст их святой услышал повеление: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти". 


На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам. 

 
За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в ц арственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его. 

 
"За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых. 
Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болез нями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие. 

 
Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами".

 

 

 


Чудесное Обретение мощей преподобного Александра Свирского спустя 80 лет.

 

Летом 1998 года в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 году святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дис кредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами. Милостью Божией все они сегодня, спустя восемьдесят лет, обретены. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской Православной Церкви Благодать Господня возвращается в многострадальную Россию?


Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. "Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления", - говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. В Северо-восточном углу Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в пещерке, вырубленной в скале, полтысячелетия назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский. Пещерка невелика. Когда проходишь в нее, плечи задевают каменные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить пространство кельи. Несколько лет провел здесь преподобный Александр. Как сказано в Житии, "от великих трудов ко жа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения". В пещерке на Святом острове молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался Голос Богородицы: "Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!" И светло стало...

Преподобный Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, вставших на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял в той стороне, где текла Свирь... В тот же день преподобный Александр покинул Валаам, поплыл к Свири. Здесь и обосновался, на том самом месте, где десять лет назад ночевал на пути в Валаамский монастырь. Спустя время молитвенное уединение святого было прервано заблудившимся во время охоты боярином Андреем Завалишиным, Завалишин долго расспрашивал преподобного, как он жил здесь. "Вот уже семь лет обитаю тут, - ответил святой. - И до твоего прихода не видел ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою и хлеба не вкушал". Когда был прерван его затвор, начали стекаться сюда люди. Монашеские кельи строили на берегу Святого озера, а сам преподобный жил в прежней хижине, вкруг которой было устроено братское кладбище - Отходная пустынь. Многие ученики Александра Свирского сами стали святыми, основателями новых монастырей. Это и Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Андрусовского, Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Кассиан Соломенский...


Все пространство между Онегой и Ладогой осветилось основанными ими обителями. Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной. Известен такой случай. Строили мельницу на протоке между двумя озерами, раскопали перешеек, и вода из верхнего Святого озера устремилась вниз. Напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки; казалось, их уже не спасти, но преподобный призвал имя Христа, начертал Крестное знамение на быстрине вод - и вот оно, чудо! - течение остановилось. Столь же велика была и прозорливость преподобного. Однажды богомольцы делали пожертвования в монастырь, был среди них и Григорий, приехавший из Пидьмозера. Он протянул руку, чтобы положить свой вклад, но святой оттолкнул ее. Григорий спросил Александра Свирского, почему он не принял приношения. "Ведь ты меня не знаешь!" - сказал он. "Верно! - ответил святой. - Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее идет смрад. Зачем ты мать свою старую бьешь?" Великий страх обуял тогда Григория, тщательно скрывавшего свой грех. Он попросил наставления, как ему исправиться. Преподобный посоветовал просить прощения у матери.

Не менее дивной была и скромность преподобного. Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространялась по всей Руси, пришел к нему монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха. "Я празден..." - ответил преподобный, взял топор и отправился в лес. На двадцать третьем году пребывания на Святом озере Александр Свирский во время ночной молитвы увидел трех мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это Сам Господь почтил святого Своим Троическим посещением. "Александр Свирский, - пишет в "Истории русской церкви" архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица".

 
Неведомо, знали ли об этом факте жития преподобного Александра Свирского люди, захватившие в 1917 году власть в России, но достоверно известно, что свою сатанинскую кампанию они начали именно с Александро-Свирского монастыря. Осенью 1918 года Олонецкая ЧК направила в монастырь отряд под командованием Августа Вагнера. Братия пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились. "Элементы злого пошиба" были арестованы, монастырь ограблен, а рака со святыми мощами преподобного Александра Свирского вскрыта. Сохранность тела преподобного, закончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для Вагнера, что вопреки очевидности он назвал в своем отчете мощи святого "восковой куклой". Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, "для разоблачения поповского обмана", мощи тайно, с соблюдением всех мер секретности перевезли в Лодейное поле и под строжайшей охраной поместили в больничной часовне. На пятое ноября 1918 года, когда расстреливали во дворе Олонецкой тюрьмы монахов Александро-Свирского монастыря, назначена была ликвидация мощей... И ровно восемьдесят лет православная Россия жила с мыслью, что святые мощи русского святого уничтожены сатанинской властью. Господь, однако, не попустил этого. Скажем попутно, что поход на Александро-Свирский монастырь завершился для товарища Августа Вагнера весьма печально. Осквернение мощей преподобного и ограбление монастыря вызвало сильнейший резонанс по всей России. Святитель патриарх Тихон обратился в Совнарком и ВЦИК с протестом. От Олонецкой ЧК затребовали разъяснения. Начальник ЧК ответил, что считает все свои действия и распоряжения "верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли". Подобное разъяснение вполне удовлетворило бы большевистское руководство в Москве, если бы в ходе переписки не выяснилась пикантная подробность: Август Вагнер, борец за коммунистические идеи и социалистическую мысль, оказался весьма нечист на руку. Он изъял из монастыря сорок пудов серебряных изделий, а в Москву сдал только девять. Остальное серебро - тридцать один пуд! - было якобы передано им "в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися". Провести кремлевскую верхушку таким разъяснением, разумеется, не удалось. Было начато специальное расследование, со всеми вытекающими для Вагнера последствиями.

История поиска святых мощей преподобного Александра Свирского, предпринятого инокиней Леонидой по благословению отца Лукиана, игумена возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря, заслуживает отдельного повествования. Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые сведения приходилось по крохам. - Наш поиск, - рассказывает матушка Леонида, - был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами и находятся под особым покровительством Господа... В ходе архивных изысканий удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах. На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный "экспонат" представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году. Подтверждали принадлежность "экспоната" к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. Необычное положение правой ноги: "ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону..." - также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию. Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь наша, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых - после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается ... Чудо, великое чудо свершилось в июльские дни в Санкт-Петербурге.

465 лет спустя после кончины снова вернулся к нам, грешным, великий святой. И возвращение его подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи.

 

 

 

 


 

 о мироточении мощей Александра Свирского* 


На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми.

 

Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем.

 

Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.При обнаружении первого мироточения фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид: ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного. 

 

-----------------------------------------------------------------
* Все случаи мироточения, исцеления и чудес, явленных от мощей святого преподобного Александра Свирского, зафиксированы документально. Фамилии с адресами и номерами телефонов находятся в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и м. Софии.


 

 

 Все Фильмы про преподобного Александра смотри здесь


 

 

Один из Фильмов  об Александре Свирском смотри сейчас>>>>>

 


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


О двух случаях, происшедших в вечернее время после закрытия храма, следует указать особо.



Случай 1. Матушки из монастыря Святого Иоанна Кронштадтского привезли двух больных. Оба больные с медицинской точки зрения безнадежные, и оба это знают, но не сдаются. Один из них — генерал (у него рак неоперабельный), у другой — двадцатипятилетней женщины — внезапно отнялись ноги. Оба больных по очереди приложились к открытой раке преподобного Александра Свирского, затем остались возле нее, женщину посадили на стул. Прошло 10 минут и, к удивлению больных и свидетелей (благочинной и казначеи Свято-Иоанновского монастыря, послушника Александра и матери молодой женщины), с ног Преподобного обильно полилось благоуханное миро. Генерал в растерянности произнес: «На такое я не рассчитывал» (известно, что генерал много жертвует для Церкви, женщина — вышивальщица для Церкви). Так Преподобный поддержал их в их скорбях, явил им свидетельство того, что Господь все знает, и дал им через Преподобного такой добрый знак. Позже они приезжали еще раз и долго молча молились.


Случай 2. Ближе к 22 часам приехал священник о. Максим из церкви Спаса Нерукотворного со своей паствой (около 20 человек), чтобы отслужить молебен и пропеть акафист Преподобному. На искренние горячие молитвы приехавших к нему преподобный тоже ответил очень обильным мироточением: вся ступня как бы «пропотела» каплями миро, и, кроме того, струи миро стекали между пальцами.



Мироточение икон св. прп. Александра Свирского, освященных на раке Преподобного.


Многие паломники, пришедшие поклониться святым мощам преподобного Александра Свирского, были вознаграждены за свою веру и молитвенное усердие, обращенное к Преподобному. Каждый, кто подходил поклониться, просил освятить и икону святого, приобретенную тут же в храме. Послушник, стоящий у раки, прикладывал икону к стеклу раки и возвращал людям. Эти иконы начинали мироточить у людей во время домашних молитв в тот же день или несколько дней спустя. Некоторые отмечали не мироточение, но сильное благоухание на протяжении нескольких дней.


Таких сообщений было много. Приведем одно из них — от прихожанки храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» п. Некрасовское Ярославской области, р. Б. Татьяны.


«Хочу поделиться с вами чудесами, которые произошли со мною. Прочитав газету “Благовест” об обретении святых мощей преподобного Александра Свирского, сразу же возникло желание посетить его, что мы и сделали с моим духовным отцом Зиновием. Хочу сразу заметить, что чудеса начались со мною сразу по приходу, где находились св. мощи А. Свирского в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Я страдаю обширным остеохондрозом. Пока читался акафист нашим дух. отцом Зиновием у мощей, я почувствовала облегчение в постоянно ноющей спине, о чем я немедленно сказала послушнику Александру. Там мы приобрели иконочки А. Свирского. Приложили их к святым мощам и вернулись домой. Через несколько дней мои иконочки, а их у меня было 3, — заблагоухали, да так сильно,что заполнили запахом всю квартиру, даже веши у меня благоухают и по настоящее время. Хочу также сказать, что благоухают не только у меня, а у многих, т. к. о. Зиновий купил их много для нашей воскресной школы. В Рождество Христово у меня одна из этих икон замироточила. О. Зиновий помазал нас маслом с этим миром. Другие иконочки также влажные, если к ним прикасаться губами».

 

 

 


 

ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

 

30 апреля 2006 г. в день памяти великого русского святого отмечается 500-летний юбилей Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря (ныне -- около города Лодейное Поле Ленинградской области. -- Прим. МИТ)

 
Величайшей святыней обладает земля Свирская, со всего мира люди съезжаются к одному из "чудес света" - полностью нетленным мощам преподобного Александра Свирского. Святой отошел в вечность почти полтысячелетия назад, а тело его пребывает в непостижимой человеческому уму сохранности. Современные ученые, исследовавшие мощи, сделали однозначный вывод: без применения каких-либо химических препаратов у человека, жившего на вепской земле 500 лет назад, сохранились в нетлении все внутренние органы, кожный покров, сохранились ярко выраженные портретные особенности.

 
Современные исследователи удивлялись этому так же, как это было с монахами Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, когда они 400 лет назад подняли из под земли останки основателя обители, пролежавшие в могиле сто лет.

 
Летописные сказание сохранили для нас рассказ о подробностях этого события, которое мы теперь празднуем как особый церковный праздник - 30 апреля.

 
В Смутное время, когда русская земля подвергалась набегам врагов, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорению. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий.

 
В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах Московского государства.
Новый игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне. К 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. И до этого монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а преп. Александра - "великим чудотворцем" (прислал в монастырь иконы на помин души царевича Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой вышили покров на раку Преподобного, царя Василия Шуйского. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов.

 
При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 году обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля (по старому стилю) были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря.

 
А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной литургии, рабочие на месте бывшей церкви копали ров для стен новой, каменной церкви в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви - обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.

 
В это время случилось мимо их проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их стоящих долгое время без дела и удивляющихся, сказал им: "Что стоите не делающе?" Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подойдя к ним и видя, что земля, наподобие пещеры стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба, и видев во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх, размышляя в себе, что это мощи преподобного отца Александра и, задвинув по-прежнему доску, быстро отправился в монастырь и известил о том игумена Авраамия и всю братию.

 
Игумен в то время служил Божественную литургию, которую совершив и причастив братию Божественных Тайн Тела и Крови Христовых, скоро отправился со всеми посмотреть на чудесное то явление. Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо, с большим усердием, пошли посмотреть на чудесное явление. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости.

 
И приказал игумен принести новый гроб, так как старый весь прогнил, только нижняя доска гроба уцелела, на которой лежало многотрудное тело преподобного Александра. И облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, положили честные мощи преподобного в новый гроб, и на плечах своих принесли в храм великого Святителя Божия Николая, находящийся там же, в отходной пустыни преподобного.

 
При открытии мощей присутствовал Новгородский митрополит Афоний. Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор. В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей преподобного Александра Свирского весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, - таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы преподобного Александра были написаны его современниками и они передавали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое освидетельствование мощей преподобного происходило только на основании сличения лица преподобного с его ликом на иконе ХVI века. Сходство было полным и несомненным.

 
Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног у преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы мощей темнеют от времени).
Все эти детали в описании 400 летней давности очень помогли при втором обретении мощей преподобного Александра, которое совершилось в 1998 году.

 
От мощей тотчас же стали проистекать чудеса, которые записали древние летописцы.

 
В тот день, в который святитель новгородский Афония свидетельствовал мощи преподобного Александра, в девятом часу вечера с неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень темна. Это знамение видел святитель и все бывшие тогда в обители преподобного, и прославляли Бога, говоря: "Слава Тебе, Царю Святый, яко призираеши на святое место сие и прославляеши Угодника Своего преподобного Александра!" То предивное знамение продолжалось до полуночи. Святитель пробыл в обители семь дней, молясь и славя Бога и Угодника Его. Первые же чудотворения от мощей прп. Александра свидетельствовали о его собой близости и сострадательности к простым людям. Приведем примеры некоторых таких чудес.

ЧУДО О РАЗРЕШЕНИИ НЕПЛОДИЯ


В Псковских пределах, на реке Великой, в 45-ти верстах от города Пскова, жил некто дворянин Афанасий Феодоров Вениаминов. Он был человек добрый и верующий и имел жену именем Евдокию. Оба они находились в великой скорби, что у них не было детей мужеского пола, но все рождались дочери. Сильно молили они Бога, чтобы Он даровал им сына.


Однажды Афанасий сказал жене своей: "Слышал я о преподобном отце Александре, что Бог творит много чудес у гроба его и даже говорят, что обрели в нетлении честное и святое его тело. Дадим и мы обещание к нему, да умолит о нас Бога, чтобы нам сподобиться получить желаемое от Него; я убежден, что всякий, ищущий с верою помощи у святых, получит ее". В доме у них имелся образ Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра Чудотворца, пред которым они оба и помолились усердно. Через год после их обещания пришли они в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Чудотворца, принеся с собою и младенца-мальчика, и просили отслужить молебен у гроба Преподобного. Приложившись к Чудотворному и цельбоносному телу его, много благодарили Бога и Его Угодника, великого Чудотворца, преподобного отца Александра, говоря: "Яко дарова нам Бог отроча сие молитвами его". Затем, устроив хорошее угощение для братии и раздав достаточно милостыни, отправились в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного Александра.


ЧУДО О РАССЛАБЛЕННОМ


Некто дворянин Андрей Данилов Антонов, живший в селении Кусяге, что недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела своего и подвергся умопомешательству. Родители его сильно скорбели о том; возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.


Однажды вспомнили они о великом Чудотворце, преподобном отце Александре, что у гроба его Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра. Пробыв в обители семь дней, они молились Богу, Пречистой Богородице и преподобному Александру Чудотворцу о исцелении сына их, но не получили по прошению своему, и отправились обратно домой. После того они сильно сокрушались и плакали, раскаиваясь в том, что сначала не молились преподобному, будучи давно наслышаны о преславных чудесах, бывающих от честных и многоцелебных мощей его. И тотчас скорый на помощь преподобный отец Александр услышал воздыхание их и не презрел моления их, подав исцеление болящему, который встал с постели своей, как никогда и не болел.


ЧУДО О ВОИНАХ


В августе месяце 1673 г. пришел в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра некто царский воин Мокий Львов, житель Городецка, что вблизи Вежецка, который рассказал в монастыре следующее: "Когда находился я на военной службе, в полку боярина Василия Борисовича Шереметьева, против безбожных крымских татар, случилось нам быть под городом Конотопом, где неожиданно напали на нас безбожные татары, взяли нас многих в плен и отвезли в свою землю; где мы, тринадцать человек, были отданы одному мурзе, у которого и находились в пленении лет тринадцать, днем работая всякую тяжелую работу, а ночью пребывая в темнице, в железных оковах.


Однажды ночью, сидя в темнице, мы сильно плакали, молясь Господу Богу и Пречистой Его Матери, призывая на помощь и всех святых. И вот на нас напал великий страх и недоумение: мы увидели великий свет в темнице, осиявший нас. Когда мы пришли в себя, то увидели благообразного, с седыми волосами, мужа, вошедшего к нам, и услышали голос, говорящий свыше: "О человецы! Призывайте в помощь преподобного Александра Свирского, той избавит вас от настоящей беды". И сейчас же явившийся сделался невидим и свет скрылся. Мы дали обещание к преподобному Александру Свирскому.


Через два дня после сего пришли греки-купцы и выкупили нас у того мурзы, а затем привезли в Царьград, откуда мы благополучно прибыли в богохранимый царствующий град Москву и все мы разошлись по местам своего жительства, молитвами великого Чудотворца, преподобного отца Александра".


+ + +


К этим свидетельствам присовокупим примеры современных чудес, проистекающих от нетленных мощей прп. Александра. Вот что написала Анна Бобрович в питерской газете "Час пик" от 25 мая 1999 года: "Елене Злобиной после многих обследований и длительного, но безуспешного лечения, поставили страшный диагноз - бесплодие. В августе 1998 года она с тайной надеждой на чудо поехала в храм, где находились мощи прп. Александра Свирского и приложилась к святыне. А через некоторое время со страхом и надеждой поняла, что беременна. В положенное время родилась девочка, которую окрестили на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря".


Из свидетельств счастливых родителей, которые хранятся в архиве Александро-Свирского монастыря, приведу одно, которое кажется наиболее трогательным, даже в мелочах: "В 1998 году были обретены мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж - в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо совершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей прп. Александра свершилось после 19 лет ожидания. Нам была явлена и заботливость прп. Александра о благополучном рождении этого ребенка. Дело в том, что существование ребенка в утробе матери было сокрыто от всех, даже сама мать узнала о своей беременности незадолго до родов. На протяжении нескольких лет она находилась на учете эндокринолога. В период беременности, обращаясь к врачу, она говорила ему, что ее живот становится все больше и больше. Врач посоветовала ей сесть на диету и похудеть. Объясняя это дисбактериозом. Все были как слепые - дочь, ее муж (люди с высшим образованием), им в голову не приходило, что это - беременность. Если бы она пошла к гинекологу, то можно предположить, что ее залечили бы, закололи бы лекарствами, т.к. беременность поздняя, а это, по мнению врачей, означает, что существует угроза и для ребенка и для матери.


Стало быть, прп. Александр Свирский сокрыл этого младенца до родов. Я каждый день благодарю прп. Александра за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо".


Удивительное человеколюбие являют наши святые по примеру Господа. Преподобный Александр Свирский - великий аскет, единственный новозаветный святой, который удостоился того, чтобы видеть своими глазами Святую Троицу, так внимателен к простой человеческой жизни, к ее печалям и радостям!


Я лично знаю пять супружеских пар, которые получили радость материнства и отцовства после долгого неплодия по молитвам к Преподобному. Не буду называть их имен, скажу только, что это очень разные по своему роду занятий, люди. И открою секрет: благолепие Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, его быстрое возрождение после десятилетий разрухи, стало возможно именно как плод благодарности этих и им подобных людей, которые постаралась щедро отблагодарить святого за посланное им земное счастье - быть родителями. Иногда даже трепет объемлет, когда смотришь на этих детей, которые родились благодаря молитвенному предстательству прп. Александра Свирского. Думаешь: а какими они вырастут? Не забудут ли они о своем авве? Донесут ли благодарность до своих детей и внуков?


Время покажет. А к "вымоленным детям" отца нашего Александра с каждым годом прибавляются все новые и новые, поток паломников к раке с мощами не ослабевает вот уже восемь лет. Люди едут отовсюду: с Украины, Белоруссии, Прибалтики, из Финляндии, из центра России. И звучит под сводами древнего Преображенского собора радостное пение: "Радуйся, благочестивых родителей плод богодарованный. Радуйся, неплодие родших тя разрешивый. Радуйся, сетование их на радость преложивый!"


30 июля 2006 года будет отмечаться 500 летний юбилей Свято-Троицкого Александра-Свирского монастыря. Таким образом, о его основателе мы можем сказать: "Седая древность". Но рассказанные нами случаи чудесного вмешательства святого Александра в жизнь современных людей, делают его таким близким к нам, что ощущаешь его родным и заботливым отцом, который слышит всякого, обращающегося к нему с верой, надеждой и любовью.


 

 


 

 

 

СПОРЫ ВОКРУГ МОЩЕЙ ПРП. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО: ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ НАД ХИТРОСТЬЮ


Более пяти лет назад, когда состоялось второе обретение мощей прп.Александра Свирского, на людей вылились противоречивые сведения, как оказалось, лукаво оставленные нам большевиками еще с 1918 года. Особенно подверглись смущению священники: почитаемых батюшек окунули в псевдонаучный спор. Кому это было надо – рассудит история. К сожалению, до сих пор разговоры о «неподлинности мощей» гуляют среди православных.

 

Мы обратились к инокине Леониде, которая проводила поиск мощей по архивным и историческим материалам, с просьбой: дать обзор тех разноречивых исторических документов о мощах, которые стали источником смущения в наши дни.

 

В миру инокиня Леонида (Сафонова) после окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, она автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук. Поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации.


 


 



Кампания по изъятию мощей

Александра Свирского

и совремеенные "опоненты"

 

В 1918 г. главным исполнителем кощунственной кампании против мощей преподобного Александра Свирского был председатель Олонецкого Губчрезвычкома Оскар Кантер. Необычайная сохранность святыни, вероятно, сильно смутила представителя карающей власти. Дальнейшие свои действия он явно не контролировал, иначе бы не оставил для потомков несколько вариантов описания вида мощей святого Александра, делающих его ложь и суету вокруг святыни столь очевидными. Все сотворенные им варианты благополучно сохранились в архивах и дошли до историков нашего времени – современников второго обретения мощей. Труд и выдумка Кантера не пропали даром – среди перечисленных ниже вариантов историки, принимавшие участие в спорах о мощах, смогли легко найти облюбованный ими вариант:

 

1. «Восковая кукла».

2. «Череп, три зуба и нижняя челюсть».

3. «Обыкновенный скелет смертного человека… что-то вроде ног, одетых в темные малиновые туфли».

4. «Кучка полуистлевших костей».

5. «Тело в целости и сохранности… Ступни ног разломаны».

 

В октябре 1918 г. в открытой печати появилось сообщение о вскрытии мощей преподобного Александра Свирского, где читателей уведомили о том, что вместо мощей в раке оказалась восковая кукла. Вслед за этим сообщением Губернский отдел Народного образования обратился в Олонецкий Губернский Исполком с просьбой о предоставлении «восковых мощей» в распоряжение отдела Народного образования для хранения их в губернском музее. Исполком постановил передать мощи музею (постановление от 11.10.18 за № 57). В графе «когда исполнено» записано: «Исп. 15.10.18. Губ ЧК (№ 9288)».

 

Значит, согласно постановлению, мощи должны были находиться в губернском музее 15 октября. Однако «восковые мощи» так и не попали в музей ни 15 октября, ни 26 октября, когда отдельный батальон войск ВЧК при Олонецкой Губернской ЧК, руководимый Августом Вагнером, вошел в Свирский монастырь, чтобы забрать мощи и реквизировать ценности. Вагнер не выполнил постановление – не привез «куклу» в музей, а по просьбе монахов оставил мощи в монастыре. Да и комиссия, позднее назначенная Зиновьевым, куда входили врач, химик и «советский священник», не довезла мощи, называемые восковыми, до музея, а оставила их в Лодейном Поле в больничной часовне под замком ЧК 20 декабря 1918 г. Длительная переписка, завязавшаяся между музеем, Исполкомом и ЧК, не дала результатов: так и не пришли никогда «восковые мощи» в губернский музей и ни в какой другой. К мощам в часовню, согласно архивным документам, был допущен представитель Наркомпроса Крутецкий. Ему О.Кантер задал вопрос, «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией, и если найдет их таковой, то власти препроводят их в гор. Петрозаводск». Отсюда следует, что Кантер не мог принять решение самостоятельно. Вот в такой растерянности находился председатель местного ЧК. Казалось бы, чего проще: если мощи преподобного – кукла из воска, то и выставляй ее в музее и разоблачай церковный обман. Чекисты не могли раскрыть правду о мощах работникам отдела Народного образования, а те, ничего не понимая, продолжали требовать обещанный экспонат. Переписка по этому поводу хранится в архиве Петрозаводска. Чекистам надо было выкручиваться и искать выход: не куклу же в самом деле из воска лепить для губернского музея – посерьезнее дела были, например, программу «красного террора» выполнять. Вариант с восковой куклой дожил до наших дней и имеет своих приверженцев, к счастью, малочисленных.


« 


"Подменные грамоты", составленные "Мощеборцами"

 

Творческая мысль председателя ЧК Кантера работала дальше. Уже через неделю после того, как мощи попали в часовню под замок ЧК, были сфабрикованы еще одни «мощи»

 (2-й вариант – череп, три зуба и нижняя челюсть).

  Для большей убедительности их надо было снабдить грамотно составленными документами. С этой целью подставные мощи отправляют в Петроград в Судебно-медицинский подотдел при Наркомздраве. В архиве Городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга до сих пор хранятся документы освидетельствования черепа за подписью «всех судебных экспертов» Петрограда. В акте, сопровождающем череп, в первых строках сообщается: «27 декабря 1918 г. я, председатель Лодейнопольской Уездной Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, взял череп и три зуба, так называемых нетленных мощей, приписываемых Александру Свирскому из Александро-Свирского монастыря… Череп и зубы предварительно завернуты в вату».

 

А между тем подлинные мощи преподобного, помещенные в лодейнопольскую часовню, продолжали находиться там в гробу, «узком, обитом парчою снаружи и темно-синим бархатом внутри», – именно этот гроб упоминается в монастырских документах от 1868 г. и от 18 января 1919 г. Свидетельство об этом хранится в документе-отчете А.Крутецкого – сотрудника Отдела по охране и регистрации памятников старины и искусства. Именно тогда и здесь, у гроба преподобного, чекисты, показывая мощи, просили Крутецкого выяснить в центре судьбу мощей. Можно думать, что охранительной грамотой мощей Александра Свирского была полученная резолюция из центра. Официально центром в данном случае считалась Археологическая комиссия при Наркомпросе, здесь работали известные в научном мире ученые-академики: Покрышкин, Марр, Золотарев, Орбели, Ольденбург, Удаленков, здесь и было сделано заключение о ценности мощей:

 

«Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме… просит принять меры по охранению этой народной исторической ценности».


Резолюция датирована 21.02 19 г., отправлена 15.03.19 г.

 

Таким образом, отчет Крутецкого, в котором изложены сведения о мощах, находившихся в часовне, и заключение центра лишают права «на жизнь» 2-й вариант Кантера о черепе, зубах и нижней челюсти. Крутецкий составлял отчет об осмотре подлинных мощей в то же самое время, когда «исследовались» лжемощи, пущенные в оборот большевиками для смущения народа.

 

Жители Лодейного Поля вспоминают, что еще и в 40-е годы какие-то косточки, выдаваемые за мощи святого Александра Свирского, демонстрировались людям. Таким образом, и 2-й вариант Кантера оказался долгоживущим.


3-й вариант – «обыкновенный скелет смертного человека… что-то вроде ног, одетых в темные малиновые туфли»,

 

– вышел в свет 11 марта 1919 г. Этот вариант содержится в объяснительной записке Кантера по поводу разбоя, произведенного в Свирском монастыре в октябре 1918 г. Объяснение было направлено в ВЧК при Совете Народных Комиссаров. Судебно-медицинской экспертизы над мощами этого варианта не было: то ли скелета под рукой не оказалось, то ли враг помешал, наступая на Петрозаводск. Да и в задачу борцов с Православной Церковью входило разоблачение культа мощей: для этого надо было показать, что мощи святых – это не нетленное тело, а «кучка полуистлевших костей», – именно так мощи преподобного и будут названы в последнем документе, раскрывающем творчество Кантера, посвященное мощам преподобного Александра Свирского.

 

4-й вариант – «кучка полуистлевших костей»

 

как вид мощей преподобного Александра Свирского оказался предпочтительным в выборе, сделанном одним нашим петербургским историком. Этот вариант, наверное, показался самым удобным из-за финала: кости сожжены, мощей нет, разговоры закончены. Материал, на который ссылается историк, – доклад Б.Н.Моласа, сотрудника Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса, о поездке в Олонецкую губернию в сентябре-октябре 1919 г. Трудно поверить, что историки могут делать серьезные заключения из тех малоинформативных и сомнительных строчек, которые оставлены Моласом: «Выясняя судьбу мощей преподобного Александра Свирского, я узнал, что 19 марта 1919 года Председатель Губчрезвычкома Кантер просил Лодейнопольский исполком уничтожить, то есть сжечь и зарыть в землю остатки так называемых мощей, приписываемых Александру Свирскому, дабы избежать паломничества темных крестьян к кучке полуистлевших костей, что тотчас же было исполнено».

 

Сообщение Моласа об уничтожении костей остается голословным. Упоминая о просьбе Кантера, Молас не ссылается ни на приказ о сожжении мощей, ни на отчет об исполнении этого приказа.

 

Вызывает сомнение как сам факт сожжения, так и то, что «кучка полуистлевших костей», о которой идет речь в этом фрагменте, является мощами преподобного Александра Свирского. Согласно историческим событиям и документам того времени, местное губернское самочинство не могло иметь места. Решение вопроса о судьбе мощей Александра Свирского утверждалось Центром – Президиумом СКСО и лично Зиновьевым, что подтверждается документами из ЦГА СПб и личного архива Зиновьева, хранящегося в бывшем Партархиве. Была хорошо налажена система контроля Центра за действием местных властей, поэтому ГубЧК не могла просто просить Исполком сжечь мощи. Из «Циркуляра отдела управления НКВД – всем губисполкомам»: «В случае перевозки «мощей» в разоблаченном виде на новое место – каждый раз требуется разрешение НКВД. Немедленно передайте исполкомам». Кроме того, не надо забывать, что единственные освидетельствованные экспертизой костные останки, приписываемые преподобному Александру Свирскому, еще в мае (см. выше) находились в Петрограде после проведенной экспертизы, то есть губернский Исполком никак не мог ими распорядиться в марте, тем более «тотчас» после просьбы Кантера. Было еще одно важное обстоятельство, ограждающее мощи от акта вандализма: мощи св.Александра сконцентрировали на себе внимание многих светских и духовных структур. Согласно документам из архивов Москвы и Санкт-Петербурга, судьбой мощей интересовались: Совнарком, Наркомат Юстиции, Контрольно-ревизионная коллегия, ВЧК, Всероссийский Церковный Собор и лично Патриарх Тихон, митрополит Вениамин, Олонецкое епархиальное управление и многочисленные в то время органы прессы. Не рискнули бы под таким прицелом губернские чекисты и работники Исполкома провести акт самочинства.

 

5-й вариант – «акт освидетельствования мощей»,

 

датируемый 5/18 ноября 1918 г., стал распространяться «доверительно» сразу после внесения мощей преподобного Александра Свирского в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и м. Софии 30 июля 1998 г. Если бы знал владелец документа, какую неоценимую услугу он оказал в деле освидетельствования мощей! Менталитет наших предков был настолько высок, что они не оставили потомкам подробного описания внешнего вида мощей, зато какое щедрое подтверждение истинности мощей, обнаруженных в музее анатомии ВМА, мы получили из представленного ниже документа. Мы оценили его как подарок из прошлого: целых шесть признаков подобия пришли из 1918 года.

 

«Акт освидетельствования мощей» хранится у известного петербургского историка В.В.Антонова, который не сомневается в его подлинности. У нас тоже нет оснований подвергать сомнению подлинность этого документа, тем более, что в документах монастырского архива, а именно – в «Реестре исходящих бумаг Александро-Свирского монастыря за 1918 г.», и в сообщении Его Преосвященству епископу Иоаникию упоминается о предоставлении двух актов, один из которых о реквизиции в монастыре, другой – «об осмотре мощей преподобного». Содержание акта осмотра мощей в монастырских документах не сохранилось.

 

Акт, представленный историком, содержит в себе описание признаков, которые имеют место у мощей преподобного, обнаруженных в музее анатомии ВМА. В акте сообщается, что мощи находятся в целости и сохранности, обернуты схимнической одеждой, которая «местами уже истлела». «Подняв наличник, увидели лицо преподобного» (именно лицо увидел и митрополит Афоний, подойдя к мощам, но не кости черепа!), далее отмечается наличие всех зубов, «только два верхних выпали», – что тоже соответствует действительности и подтверждено современными экспертами (стоматологом и антропологом). На получение такого совпадения, такой тонкой подробности, свидетельствующей об истинности мощей, мы не рассчитывали. Описание груди и рук (но не скелета груди и костей рук), которое содержит этот документ, тоже соответствует действительности, причем подробности описания, хотя и несколько утрированы, дают дополнительный признак подобия.

 

Теперь остановимся на той подробности из акта, из-за которой владелец этого документа придал его широкой гласности, в том числе и через интернет, – в его намерение входило опровержение истинности обретенных мощей 30 июля 1998 г.

 

Из акта: «...далее рук не видать, так как они свиты покровом, а покров прилипши к доске и его не развязывали. Cтупни ног разрушены, и косточки вместе сложены с теми туфлями, в которых был погребен преподобный, обернуты одеждою и завязаны лентой».

Монахи, обретшие мощи преподобного чрез столетие после его кончины, подробно описали положение ног нетленного тела – «правая ступня лежит на левой». Это же положение отметили и эксперты, описывающие положение ног после второго обретения мощей, они написали следующее: «подошвенная поверхность правой стопы касается тыльной поверхности левой», из описания антрополога: «правая стопа приподнята и опирается на свод левой». Таким образом, нет принципиального расхождения в описании положения ног, оставленного древними и современными свидетелями.

 

Строчки о ногах из акта от 1918 г. вызывают недоумение: покров не развязывали, потому что он прилип к доске, тем не менее, смогли увидеть и древние туфли, и разрушенные ступни, и косточки, сложенные в туфли. Скорее всего, если прилипший покров не развязывали, то и ноги не раскрывали.

 

В монастырском архиве мы нашли документ, доказывающий, что составители акта действительно не развязывали ноги. Это следует из письма настоятеля монастыря архимандрита Агафангела Его Высокопреосвященству архиепископу Олонецкому Павлу: «По Вашему Владычному благословению я с 4 на 5 число декабря совершил всенощное соборное бдение, на котором читали акафист преподобному Александру. Ему было 250 лет как положен в царскую раку, а посим сего, когда все ушли, я оставил ризничного и отслужил молебен преподобному, и переменил пожертвованную подушечку и башмачки». Письмо датируется 1894 г.

 

Читаешь эти добрые строчки из прошлого времени и невольно думаешь о том, что ни одно слово не забыто у Господа. И это краткое описание события, отдавшего дань благодарности царю Михаилу Федоровичу за подарок для преподобного, и молитвенное обращение к самому преподобному Александру Свирскому в юбилейный день, и всего лишь маленький штрих о перемене башмачков. Но какая помощь исходит сегодня от этого маленького штриха, защищающего мощи преподобного от «исторической» небрежности! Благодаря этому упоминанию ясно, что не древние туфли 385-летней давности, в которых был погребен преподобный, а новые башмачки (прошло всего 24 года от времени переобувания) увидели бы составители акта, если бы развязали ноги преподобного.

 

Как это ни парадоксально, но даже чекисты нечаянным образом внесли положительную лепту в защиту сохранности ног преподобного. Документ от 11 марта 1919 г. (см. вариант 3) за подписью председателя ГубЧК Кантера уточнял, что туфли были темно-малинового цвета. Историкам, наверное, известно, что не хоронили монахов в красной обуви, – такое украшательство было применимо только к мощам святых. В монастырских документах хранится «Инвентарная опись Александро-Свирского древнехранилища», которую произвели представители Наркомпроса в 1918-1925 гг., большую часть древностей реквизировавшие в музейный фонд. В описи в «Отделе шитья», в частности, перечисляются: «244. Возглавие (подушечка) шитая золотом по красному бархату с изображением Св. Троицы. 246. Туфли шитые золотом по красному бархату. 247. Туфли шитые золотом по малиновому фону. 248. Туфли шитые золотом по черному бархату. На полях написано: «Дар верующих для мощей преподобного Александра».

 

Таким образом, составители акта, если бы потрудились развязать ноги преподобному, то увидели бы новые башмачки темно-малинового цвета и целые, неповрежденные ноги, только лежащие не обычно – параллельно друг другу, а одна на другой (правая смотрит вверх, левая – в сторону). Это-то и смутило составителей акта. Ощупывая ступни, они не могли не почувствовать пальцы через мягкие бархатные башмачки, их-то и приняли за косточки, сложенные в туфли.

 

Итак, между собой наши оппоненты-историки не могли договориться, на какой версии вместе стоять. Один не возражал против наличия целого тела, но принимал он его только с поломанными ногами. Другого историка целое тело не устраивало: в облюбованный им документ не укладывалось – в «документе»-то написано про сожжение костей, а не тела.

 

Способность большевиков к мистификации известна. Ею в полной мере обладал и Кантер – отсюда и обилие вариантов описания вида мощей, но это обилие как раз и является и свидетельством того, что был истинный вариант, который надо было скрывать.


 

 

История сокрытия подлинных мощей


Лучшего места, чем фундаментальный музей анатомии при бывшей Императорской Академии (теперь ВМА), со 150-летней историей и более 10000 различных экспонатов, трудно было найти для сокрытия. Кроме того, надо было выполнять приказ от 1919 г. о размещении мощей в музеях. В традиции музея была скрупулезная каталогизация каждого поступившего в музей анатомического препарата, которая никогда не нарушалась. Нарушена она была только в единственном случае: мощи святого Александра никогда не были зарегистрированы – об этом свидетельствовала заведующая музеем доцент М.В.Твардовская. Нигде не обозначена и дата их поступления в музей. Такая ситуация могла сложиться только в единственном случае – когда надо было спрятать мощи, другой причины быть не может. Не исключено, что указание на сокрытие было получено от Зиновьева. Секретные сообщения о сокрытии мощей выходили еще и в 1948 г. Вот выписка из одного сообщения с грифом «секретно»: «В фондах музеев системы Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР хранятся «мощи», но они находятся не в эксплуатации, а в специальных хранилищах, изолированных от посетителей… Комитет своим приказом за № 718-C запретил директорам допускать в фонды музеев представителей общин верующих и давать им какие-либо сведения об имеющихся в фондах музеев предметов культа».

 

До 1954 года надежную защиту мощам прп.Александра обеспечивал академик В.Н.Тонков, происходивший из графской семьи по отцовской линии и из священнической по линии матери. В страшные революционные и послереволюционные годы вплоть до 1926 г. он занимал пост президента ВМА и одновременно заведовал кафедрой нормальной анатомии, где и находился музей. Он был сильным, мужественным, волевым человеком, никогда не терявшим достоинства. В 1918 г. Свердлов дал ему характеристику для вступления в партию, но в партию он тогда не вступил, характеристика до сих пор хранится в семейном архиве. Тогда это был поступок. С ним вынуждены были считаться и большевики, на него надеялся и ученый мир Петрограда. Именно к нему ученые обращались при аресте своих коллег. Нет сомнения в том, что известный ученый и верующий человек (по свидетельству его внучки Н.В.Тонковой, вся его семья – жена и две дочери – были верующими) академик В.Н.Тонков знал, какая святыня доверена ему волей Божией и какая ответственность лежит на нем как на хранителе этой святыни. Пребывание мощей на кафедре во все годы было окутано стеной глухого молчания. Тем не менее, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Стало известно, что иногда в музей при В.Н.Тонкове приходили сотрудники КГБ, тогда мощи прятали между стеной и шкафом. «Светское объяснение благополучного укрытия мощей может лежать только в личных мотивах. Никакие доводы государственной пользы в годы деспотии не работали. Злой дух питает только себя, но в этом-то его и слабость. Найти единственный путь, где зло бессильно, выйти с честью и вывести обреченных – дело посильно только мудрому человеку. Великий духовный подвиг совершил академик Владимир Николаевич Тонков, и лишь сегодня проявляется высота его невидимой борьбы с антихристовой властью», – такая оценка сделана независимым журналистом Б.Карагандинским в его статье после интервью с зав. кафедрой нормальной анатомии проф. И.В.Гайваронским.

 

Борьба со святыней

 

 

После того, как мы ознакомились с материалами, предоставленными м.Леонидой, сам с собою родился вывод: если так усиленно в 1918-1919 гг. и в наше время сеялось и сеется сомнение в подлинности мощей прп. Александра, значит, это лишний раз доказывает силу этой святыни. Значит, одним и тем же силам ненавистно народное почитание подвижника, их не устраивает то, что по зову сердца, никем не принуждаемые тысячи паломников едут в Свирский монастырь со всех концов православного мира для того, чтобы поклониться тайнозрителю Святой Троицы, в мощах почивающему.


Но Бог и в этом случае обращает зло к добру. Если так усиленно борются с почитанием мощей прп.Александра, то этим себя обличают – значит, есть с чем бороться.



Изображение преподобного Александра Свирского на

колоколе, который был поднят на звонницу Свирского монастыря

.

 



Обновлен 07 мар 2015. Создан 06 авг 2013



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru