О поминовении, отпевании усопших или как правильно поминать усопшего в православной церкви

Как правильно по- православному надо поминать усопшего



О поминовении усопших

 

Православные христиане живут в ожидании смертного часа - рождения к новой жизни, встречи с Господом, Которому молятся: "Даждь ми память смертную". И вот приходит время, "о немже день и ночь припадах тепле и моляхся"; душа трепещет и страдает, расставаясь с телом и проходя через область "воздушного князя". Молитва Церкви и близких облегчает ей этот путь. Благочестивые христиане читают над умирающим "Канон молебный при разлучении души от тела", затеплив свечи и лампаду перед иконой; над умершим - молитвословия из "Последования по исходе души от тела ".

 

Домашняя молитва, поминовение за литургией, милостыня, раздаваемая за покойного, облегчает страдания грешной души и даже освобождает ее от уз ада. Из жития святого Иоанна Милостивого известен случай, когда некий юноша-пленник, почитаемый родителями за умершего, находясь в темнице, освобождался от оков в те дни, когда родители усердно молились о нем,- так велика сила поминальной молитвы.

 

 

 

Дни особых молений об усопшем - третий, девятый и сороковой. Поминовение в третий день совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. В девятый день - в честь девяти ангельских чинов, которые предстательствуют перед Господом о помиловании новопреставленного; в сороковой - в воспоминание ветхозаветного сорокадневного плача израильтян о кончине Моисея и - в Новом Завете - Вознесения Христа на сороковой день после Воскресения. Преподобному Макарию Великому было открыто значение этих сроков: "Когда в третий день по смерти бывает приношение, то душа умершего получает от стрегущего ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом. Поскольку в продолжение двух дней позволяется душе вместе с ангелами ходить по земле где хочет, душа, любящая тело, может скитаться около дома, возле гроба, как птица, ища гнездо себе... В третий день Бог повелевает по примеру воскресшего Спасителя вознестись на небеса для поклонения Богу всяческих. Затем душе показывают красоту рая и обители святых. Все сие душа созерцает шесть дней. Затем показывают мучения грешников". В сороковой день душа снова приводится к престолу Всевышнего, где решается ее участь.


В Православной Церкви существуют дни торжественного всеобщего поминовения усопших - родительские субботы (мясопустная - за 8 дней до начала Великого поста; вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; Троицкая - перед праздником Пятидесятницы; Дмитриевская - перед 26 октября по старому стилю, днем памяти Дмитрия Донского) и Радоница (во вторник Фоминой недели).

 

Все сорок дней со дня смерти и в дни особого церковного поминовения следует подавать записки с именами усопших на литургию и панихиду; сразу по кончине заказывают сорокоуст. Существует благочестивый обычай чтения Псалтири за умершего в течение первых сорока дней, причем на каждой "Славе" поминают покойного и читают молитву из "Последования по исходе души от тела" - "Помяни, Господи Боже наш...". В поминальные дни дома читается 17-я кафизма Псалтири.


 


Как правильно поминать усопших

 

     Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
     С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

 
     Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

 
     Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

 
     Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются.А также грабители или преступники застреленные во время криминального преступления.. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

 
     Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

 
     В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

 
     В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
     Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".

 
     Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

 
     В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

 
     Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".

 
     Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

 
     Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

 
     Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

 
     Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

 
     Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

 
       "На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

 



Ответы священника по поводу похорон, отпевания и поминания...

 


 

Уважаемый батюшка! Хотелось бы узнать о правилах православного обряда упокоения. Обязательно ли новопреставленному провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб (после отпевания или на кладбище)? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка и нужно ли, неся тело,  бросать цветы перед гробом? Заранее благодарна. Фотиния.


Фотиния!

Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего — разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

 

1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви — в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.

 

2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба — завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу (которая и называлась «гробом»). Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер — мёртвое тело не может ни «на солнышко в последний раз посмотреть», ни «с домом проститься».

 

3. Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.

 

4.Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь? Пойди, помолись — сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.

 

5.Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.

 

6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.

 

7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

 

С уважением, священник Алексий Колосов


Добрый вечер! Я хотел бы узнать у Вас, почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Александр.


Здравствуйте, Александр!

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище. Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

 

С уважением, священник Дионисий Свечников

 


 

Здравствуйте! 20 лет назад умерла моя мама. На похоронах я не была в силу малого возраста, и мама снилась мне всю неделю после смерти. И только лет 15 спустя вновь появились сны о ней. В них она приходила домой, задавая вопросы о жизни близких родных. Я с упоением рассказывала обо всем, после этого просыпаясь в прекрасном настроении — будто пообщавшись с ней. Когда мне сказали, что ее душа неспокойна и надо поставить свечку о ее упокоении, я сделала это. И больше ни разу не видела ее во сне. Это просто совпадение или нет? И еще ситуация. Позавчера похоронила бабушку, которая меня вырастила. К ней я поехала, как только сказали, что она умирает. Но все же не успела с ней попрощаться и позвать священника, чтобы ей причаститься. Когда я ехала в поезде, она мне приснилась. Я с ней говорила в ее доме. Что может значить этот сон. Она со мной прощалась или это плод моих фантазий? Юлия.


Здравствуйте, Юлия!

Не стоит искать истолкования Вашим снам. Это всего лишь сны. В первом случае Вы сделали все правильно, молитва необходима усопшим. Независимо от того, снятся они или нет. Заметьте — не просто свеча, а молитва. Молитесь сами и заказывайте церковные службы. Но только не стоит внимать «поучениям» о неспокойствии души. Об этом знает лишь Господь. Во втором случае, думаю, что это плод Ваших переживаний за бабушку.

 

С уважением, священник Дионисий Свечников

 


 

Здравствуйте! Скоро исполняется год, как ушел из жизни близкий человек. Дата этого события выпадает на рабочий день. Можно ли перенести день поминок на выходной день (субботу или воскресенье) и когда правильно организовать поминки: до или после даты годовщины? Александр.


Здравствуйте, Александр!

Нашим усопшим сродникам в первую очередь необходима наша молитва за них. Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне годовщины зайти в храм и подать записочку на Литургию о упокоении его души, заказать панихиду на день годовщины. Сами же в этот день постарайтесь также помолиться об усопшем, например, прочитайте чин литии, совершаемой мирянином (текст Вы можете найти здесь: http://www.molitvoslov.com/text233.htm)

 

А поминки можно перенести на выходной день после годовщины смерти.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 


 

Скажите, пожалуйста, как быть, если хочешь подать поминание об упокоении усопшего, не зная его церковного имени? Я хотела подать в местной церкви поминание об усопшем, зная только его мирское имя. А здесь мне сказали, что нужно знать его церковное имя. Но ведь я даже не была лично знакома с ним. Просто человек был хороший, и я захотела помянуть усопшего. Его мирское имя Ратмир. Буду Вам очень благодарна, если мой вопрос не останется без внимания. Галина.


Здравствуйте, Галина!

Вам совершенно верно ответили в храме: для поминовения усопшего в храме необходимо знать то имя, которое было дано ему при крещении. Если нет никакой возможности узнать, каким именем был крещен Ратмир, то поминайте его в домашней молитве, совершайте в его память какие-то добрые дела, подавайте милостыню. Верьте, Господь слышит Вашу молитву и принимает ее, видя Вашу искренность.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 


 

Добрый день! У меня несколько вопросов. 1. Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? 2. Мне приходилось слышать, что молитва во время литургии очень полезна для души умершего человека. На вопрос «Сколько нужно и можно заказывать подобные поминания на литургии» в храме мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния. Скажите, кто вообще устанавливает «цену» на различные службы и почему они именно такие?  Заранее благодарю Вас за ответы. Александр.


Здравствуйте, Александр!

Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.

 

Действительно, наиболее важна молитва на Литургии – главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.

 

Панихида – это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).

Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие от Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.

 

Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.

 

А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних – это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше. Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях. Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.

 

Молитва – не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности. А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги» (например, здесь:

 

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=580);

 

в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.

 

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 


 

У меня умер сыночек, год и десять месяцев. У меня несколько вопросов.

1)Как молиться о упокоении младенца? Все молитвы, которые я нахожу, содержат просьбу о прощении грехов.


2)Не могу перестать о нем заботиться. Что еще — кроме молитв — я могу сделать для него?


3)Как православные женщины носят траур, сколько времени, обязательно ли вся одежда должна быть черного цвета?

 

4)Хочу как можно скорее забеременеть снова — существуют ли какие-либо ограничения в данной ситуации?

 

Большое спасибо за ответ. Наталия.

 

Здравствуйте, Наталия!

Примите соболезнования о постигшей Вас утрате. Если Вы успели крестить ребенка, нужно совершить в храме обряд погребения младенческого. Также, если он крещен, о нем можно и нужно молиться не только дома, но и в храме. Для мирян, действительно составлена только одна молитва родителей за усопших детей своих, содержащая прошения о прощении грехов. Особые молитвы о младенцах есть только для священников, в чине погребения младенческого. Вы можете читать имеющуюся молитву, опуская смущающие Вас прошения. О младенце, не сподобившемся святого крещения, молятся мученику Уару. Ниже привожу текст молитвы. Траур в наши дни не столь строго регламентирован, как в прошлом. Но обычно он длится от 40 дней до года. Ограничений для зачатия нового ребенка Церковь не налагает.

 

С уважением, священник Михаил Самохин

 

Молитва святому мученику Уару:

 

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.


 

 

На вопрос можно ли  поминать водкой, конфетами и венки на могилах...

 

 

Рассказ Андрея, который принимал смерть и видел ад, но был возвращен к жизни.

...- Ангелы, которые сопровождали меня по аду, уговаривают: ты - посмотри, тебе же знать надо, что творится в геенне огненной. И так быстро, через правое плечо, обернулся - и увидел две души, которые были сверху, над огненной поверхностью. Они лезут друг на друга, пытаясь как бы выбраться или хоть чуть-чуть возвыситься над огненной рекой, но - не могут. И тут же снова утопают в раскаленном... не знаю, что это: может, подобие вулканической лавы, может расплавленный металл. А душа - она ведь испытывает точно то же, что и тело. Только сгореть не может.


Ужас...


Причем здесь, в геенне, ничего уже не помогает: они не могут молится от страданий своих, да и молитва их просто не действует, не облегчает. Единственное, чего они ждут, на что надеются - только на наши молитвы отсюда. От родственников, от друзей, от тех, кто их помнит и сострадает. Когда молимся мы, и особенно Церковь - это им облегчение. Особенно помогает сорокоуст. Сорокоусты и сорокоусты - постоянно. В которых частички на жертвеннике вынимаются. И записочки заказные на проскомидию - очень помогает.


А так же поминовение на родительских субботах, на заупокойных литиях. Когда приносятся жертвы, продукты. Но нельзя класть на канон шоколадки, конфеты, зефиры. Ни в коем случае, это хорошо запомнил.


- Почему?


- Это сладостно, и выходит как бы за жизнь их “сладкую”. А как эта нескончаемая пытка может быть сладкой? Получается, кощунство - это неугодно Богу. И они ни грамма не имеют помощи, хоть, там, килограммам раздавать эти конфеты, как многие и делают. Не понимая, что не только не помогают, но, может быть, даже усугубляют муки.
Нельзя также поминать мясными продуктами. А если вином-водкою - это вообще кошмар для страдающей души.
Самое лучшее для поминовения - это кутья, рис с изюмом. Потом, зерно, пшеница с медом. От этого - большое облегчение: кутья приравнивается к духовной пище. К этому можно прибавить еще хлеб… да, хлеб, это хорошо, и фрукты с овощами.

Венки на могилах - это петли на шее умерших. Они привязаны ими в аду и не могут даже головы поднять. И по нескольку этих петлей были на этих душах. В зависимости от количества венков. Если 5 венков, значит, 5 петлей. Больше, значит, больше.
И они не могли даже поднять головы.
Спрашивал у ангелов: почему так?
Они ответили, что это им родственники и те, которые их любят, такую “почесть” устроили. Может быть, по неведению своему. Потому что неведение, братья и сестры, не является оправданием…




Обновлен 15 дек 2013. Создан 07 авг 2013



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Про Бердянск Инфо сайт для курортников

Каталог религиозных сайтов manyweb.ru